Балет в двух актах
Музыка Людвига Минкуса
Хореография Мариуса Петипа в редакции Хасана Усманова

Акт первый

Комната Дон Кихота. Он в рыцарском наряде и с книгой, описывающей похождения средневековых рыцарей. В своем воображении Дон Кихот видит прекрасную "даму сердца", во имя которой он готов сражаться. Крики и шум пробуждают Дон Кихота от грез. В комнату вбегает Санчо Панса, отбиваясь от крестьянок, которые преследуют его за воровство. Дон Кихот вмешивается в драку и обращает женщин в бегство. Санчо Панса благодарит за спасение. Дон Кихот рассказывает ему о своем намерении отправиться странствовать по свету и предлагает Санчо стать его оруженосцем. Санчо колеблется, но не смеет отказать рыцарю. Трактир на набережной в Барселоне. Жаркий полдень. Праздничная толпа разгуливает по площади. Появляется Китри. Она ожидает увидеть цирюльника Базиля. Делая вид, что не замечает Китри, Базиль любезничает с ее подругами. Китри танцует. Базиль оставляет девушек и аккомпанирует Китри, а затем, бросив гитару, сам вступает в танец. В самый разгар пляски является хозяин трактира, отец Китри. Он разъединяет влюбленную пару. Напрасно Китри пытается его уговорить, заявляя, что любит Базиля. У Базиля нет денег, поэтому он не нравится ее отцу. Толпа со смехом встречает вошедшего Гамаша, чванливого старикашку, в расшитой золотом одежде. Его старомодный вид смешит всех, кроме отца Китри. Не смущаясь присутствием посторонних, Гамаш приступает к сватовству. Китри забавляет смешной старикан, и она подшучивает над ним, незаметно ударяя веером по голове. Начинаются танцы. Появляется приветствуемая публикой Уличная танцовщица. Под звуки бравурной музыки выходят группами любимцы толпы — тореадоры. Уличная танцовщица в нетерпении ждет знаменитого Эспаду. Неожиданно толпа расступается — Санчо Панса возвещает звуками рога о прибытии странствующего рыцаря Дон Кихота. Дон Кихот требует еды и уходит вслед за трактирщиком. Танцы возобновляются. Влюбленные Базиль и Китри снова вместе. Дон Кихот и Гамаш выходят из кабачка. Дон Кихот поражен красотой Китри. Не она ли в виде прекрасной Дульцинеи являлась ему в мечтах? Он преклоняет перед ней колено . Гамаш безуспешно пытается привлечь внимание Китри. Он уже всем надоел и его бесцеремонно оттаскивают. Танцы продолжаются. Их нарушает Санчо Панса; воспользовавшись сутолокой, он украл "про запас" большую рыбу и пытается скрыться. Хозяйка трактира преследуют его. Танцы и веселье в разгаре, Базиль и Китри зовут всех в кабачок.

Акт второй

Кабачок. Сюда собираются участники праздничного гулянья, среди которых Базиль, Китри, любимец женщин Тореадор и красавица Мерседес, которые танцуют, вызывая восторг у завсегдатаев кабачка. Исполняется задорная жига. Веселье прерывает появление Гамаша и трактирщика, разыскивающих сбежавшую Китри, которая предусмотрительно спряталась среди подруг. Дон Кихот и Санчо также присоединяются к поискам. Наконец беглянка найдена. Но тут, расталкивая толпу, вбегает Базиль. Он разыгрывает сцену самоубийства. Китри умоляет отца благословить их любовь — все равно Базиль умрет. Пусть это будет последним его утешением в жизни. Отец Китри колеблется. Возмущенный Дон Кихот прогоняет назойливого Гамаша и приказывает выполнить просьбу Китри. Нехотя трактирщик дает свое благословление. А цирюльнику только этого и надо. Самоубийство было шуткой. Он вскакивает цел и невредим. Уставший Дон Кихот засыпает. Во сне он бесстрашно дерется и побеждает своих врагов. Дон Кихоту снится царство дриад, в котором амур показывает ему Дульцинею — даму его сердца. Сон Дон Кихота нарушает Санчо Панса, который зовет хозяина на свадьбу Базиля и Китри. Всё заканчивается гуляньем в честь свадьбы Базиля и Китри.